Посмотрел еще разок Мастера и Маргариту в телевизионном варианте. Мне нравится это произведение! И экранизация, на мой взгляд, очень удачная. Вообще, роман гениальный! Он очень странный, особенно для того времени, когда создавался. В этот раз я просмотрел роман с точки зрения отображения в нем смертных грехов, проблемой, которая меня в нынешний период весьма занимает.
Вот, что мне показалось интересным...
Мастер. Обычный ли он человек? Ну конечно нет - ведь он написал роман о Понтии Пилате - как выяснилось, в этом романе он отобразил события, которые происходили в действительности! Откуда пришла ему эта информация? Очевидно, откуда-то с небес. От Бога пришла эта информация? От дьявола? Пока не понятно. Вообще, как показывает мой жизненный опыт, информация и манипулирование ею - орудие как раз дьявольское. С другой стороны. А какова была причина того, что некоему совершенно незаметному Мастеру эта информация была выдана? Вопрос еще более сложный. Иешуа, вроде бы незачем было давать Мастеру эту информацию. Да и сам-то он показан в романе человеком, а затем Богом, который занят куда более высокими мыслями и мотивами, чем брать какого-то странного человечка и накачивать его странной и опасной информацией, несущей огромный духовный потенциал.
Смотрим дальше. Пишет Мастер роман - и тут же несет его на публикацию. Причем, получив вежливый отказ от редактора, страшно расстраивается! Ох, видны здесь признаки грехов. В первую очередь тщеславия и гордыни. Причем, похоже, не одного только тщеславия! Были и другие грехи, и судя по всему сильные, блуд, гнев, например, поскольку только будучи крайним грешником, можно "загреметь" в психушку! Кстати, "загремел"-то он туда после того, как испытал приступ печали и отчаяния, что тоже в списке смертных грехов находятся.
Но, как в любой сказке, в психбольнице с Мастером случилось чудо! Он раскаялся и вновь обрел Душу! Слава Богу! Аллилуйя!
Маргарита. А Маргарита тоже грешница. В первую очередь блуд, конечно! Да и другие грехи были, куда же без них! Вот, оказывается, почему на Маргариту столько выпало испытаний! Кстати, мне не показалось, что она раскаялась в конечном итоге. И вот теперь мне начинает казаться, что от нее раскаяния и не ждали! Ей просто выдали порцию страданий - духовных и физических, после чего отпустили с наградой. Почему мы не были свидетелями глубокого раскаяния Маргариты? Почему после всех приключений она осталась там, где и была, то есть на темной стороне? Это крайне сложный вопрос. Я лично склонен видеть здесь очень осторожное указание на сущность женщины, как обители греха. Боюсь, что понятие "женщина" и понятие "грех" неразделимы. И религия, и Булгаков оставляет женщине только роль строителя гнезда и хранительницы очага. Судя по всему, женщина, по Булгакову только и годится на то, чтобы выхватить ее из привычного ей хода жизни, раздеть до гола, обрядить в кандалы и вериги и отправить работать. А после этого, убедившись, что она не сломлена, с чувством выполненного долга наградить и ... пинком в подвал - обслуживать возлюбленного Мастера. Тем более, что она сама этого хотела. Однако, может быть я и жесток. Маргарита, все-таки сильно любила Мастера и желала ему добра. Ну и себе вместе с ним и его романом, на который у нее, похоже, были какие-то неосознанные планы. Так что получается, что именно вот эта потрясающая борьба за свое женское и потому "мирское", плотское счастье и внушила Воланду, а затем и Иешуа некоторое уважение. По всему ходу романа видно, что Булгаков, а за ним и Воланд с Иешуа увидели в Маргарите именно то, что и хотели увидеть. Получается, что Маргарита - воплощение женщины. Вот какой должна быть женщина! Нравится это кому или нет, но именно это я увидел в прошедшее воскресенье, пересмотрев очень внимательно весь роман (все 10 серий).
Воланд. Ну это дьявол! Дьявол по христианской религии сначала был ангелом. Однако, он очень сильно провинился перед Богом и был изгнан с позором. Чем провинился? Тем, что не принял человека, как самое крутое, что создал Бог. Не принял - значит гордыня его постигла. Дьявол занимается, в основном, тем, что пытается доказать Богу тот факт, что человек - порядочная дрянь (как замысел и как реализация) и тем самым реабилитироваться перед Богом. Однако, в отсутствии смирения можно только усугубить свои грехи и все, что делает дьявол - абсолютно бесполезно. Зато он очень успешно насаждает грех среди людей и таким образом губит их. Именно этим Воланд и занимается на протяжении всего романа. Наличие бала, по моему, не больше чем художественный прием, использованный для усиления атмосферы.
Иешуа. Этот герой олицетворяет чистоту, смирение и безгрешность. Своей жизнью и смертью он показывает, что успех и признание приходят не к гордым, а к смиренным. Своим параллельным сюжетом автор романа, как мне кажется, восстанавливает равновесие, поскольку если бы этой сюжетной ветви не было, был бы не так понятен и естественен финал всего романа. Кстати, Иешуа, кажется даже имени Маргариты не упоминает ни разу. Он говорит - та, что с ним. Это что? Не брезгливость ли? Мне даже от своих выводов грустно становится.
Понтий Пилат! Очень интересный герой. В чем его грех, что он так серьезно за него расплачивался? И вообще, кто его наказал и по чьему указанию? Или он сам себя наказал? Вообще-то мог. Я пока не готов его судьбу и грехи исследовать.
А остальные герои, люди, я имею ввиду? Да все они созданы только для декораций! Они не слишком интересны. Но и без них романа не было бы. Они "мясо" сюжета - не более, но и не менее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий